ПРИКАЗ
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«41 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗАВОД
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ»
№123
«10» Октября 2019 года |
г. Люберцы |
Об утверждении Стратегии и Политики в области
охраны окружающей среды
В целях повышения уровня охраны окружающей среды и на основании приказа Государственной корпорации «Ростех» от 30.01.2018 № 8 «Об утверждении нормативно-методических документов по вопросам обеспечения промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Стратегию в области охраны окружающей среды (приложение № 1).
Срок - с момента выхода приказа.
2. Утвердить Политику в области охраны окружающей среды (приложение № 2)
Срок - с момента выхода приказа.
3. Ответственным лицом за контроль исполнения требований Стратегии и Политики Общества назначить заместителя генерального директора-главного инженера Анохина С.А.
5. Всем руководителям структурных подразделений принять к исполнению Стратегию в области охраны окружающей среды и Политику в области охраны окружающей среды.
Срок - с момента выхода приказа.
6. Инженеру по безопасности локальных вычислительных сетей Иванову А.М. разместить на официальном сайте АО «41 Центральный завод» текст Стратегии в области охраны окружающей среды и Политики в области охраны окружающей среды.
Срок - в течение двух недель с момента выхода приказа.
7. Главному конструктору Стукову В.Е. обеспечить печать цветных копий Стратегии в области охраны окружающей среды и Политики в области охраны окружающей среды для размещения на информационных стендах в подразделениях Общества в количестве 10 экземпляров.
Срок - по заявке инженера по охране окружающей среды.
8. Руководителям структурных подразделений довести Стратегию в области охраны окружающей среды и Политику в области охраны окружающей среды до персонала структурных подразделений на рабочих собраниях. Протоколы собраний направить в службу охраны окружающей среды.
Срок- до 25.10.2019.
9. Разместить Стратегию в области охраны окружающей среды и Политику в области охраны окружающей среды на информационных стендах по охране труда и обеспечить их безусловное выполнение
Срок - после получения у инженера по охране окружающей среды.
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя генерального директора-главного инженера Анохина С.А.
11. Приказ довести до должностных лиц в части их касающейся.
Генеральный директор
АО «41 Центральный завод» М.А. Лагутин
Приложение №1
к приказу №123
от «10.10 2019г.
Стратегия
АО «41 Центральный завод»
в области охраны окружающей среды
1. Список используемых сокращений.
Корпорация |
- |
Государственная корпорация «Ростех» |
НДТ |
- |
наилучшие доступные технологии |
ООС |
- |
охрана окружающей среды |
ОС |
- |
окружающая среда |
ОНВОС |
- |
объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду |
ПЭК |
- |
производственный экологический контроль |
2. Термины и определения.
Благоприятная окружающая среда - ОС, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Вред окружающей среде - негативное изменение ОС в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Загрязнение окружающей среды - поступление в ОС вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на ОС.
Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на ОС.
Использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Каскадные коммуникации – технология выстраивания коммуникаций по вопросам ООС в организации , при которой обязательства, принципы, инициативы и ответственность каскадируются от Генерального директора организации к начальникам подразделений и далее.
Качество окружающей среды - состояние ОС, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства Российской Федерации в области ООС, обеспечение соблюдения АО «41 Центральный завод» требований законодательства Российской Федерации в области ООС.
Мероприятия по охране окружающей среды – деятельность АО «41 Центральный завод», направленная на достижение целей и задач в области ООС, вытекающая из требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области ООС, а также внутренних документов организации в области ООС.
Наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей ООС при условии наличия технической возможности ее применения.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества ОС.
Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и природоохранными надзорными органами нормативы качества ОС и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и природоохранными надзорными органами в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния ОС и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная ОС.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и природоохранными надзорными органами в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС и при которых соблюдаются нормативы качества ОС.
Нормативы допустимых выбросов - нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливаемые уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и природоохранными надзорными органами, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками.
Нормативы допустимых сбросов – нормативы, сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, устанавливаемые уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и природоохранными надзорными органами, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и природоохранными надзорными органами в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на ОС и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества ОС.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Общество – АО «41 Центральный завод».
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Охрана окружающей среды – деятельность АО «41 Центральный завод», направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС и ликвидацию ее последствий.
Оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на ОС планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения ОС, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения ОС.
Стратегическое направление - направление деятельности на планируемый период.
Требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законодательством Российской Федерации в области ООС.
Угроза – потенциальное неблагоприятное экологическое воздействие.
Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
3. Видение.
В области ООС Общество ведёт постоянную работу, направленную на достижение устойчивой тенденции, дальнейшему повышению и всестороннему развитию экологической культуры в Обществе, придерживаясь следующих ключевых правил:
Лидирующая роль в этой деятельности отводится руководителям всех уровней:
Роль |
Функции как лидера в ООС |
Генеральный директор Общества |
Лидерство в ООС в Обществе, донесение лидерской позиции генерального директора Общества до руководителей подразделений Общества через механизм каскадных коммуникаций |
Руководитель среднего и нижнего уровня управления Общества |
Лидерство в ООС в подразделении (на участке) организации Общества, деятельность по повышению ООС и формированию экологической культуры |
4. Текущий уровень ООС.
Текущий уровень ООС определяется на основании ключевых угроз в области ООС:
5. Целевой уровень ООС.
Целевой уровень ООС определяется в соответствии со стратегическим направлением в области ООС, целями, сформулированными в Стратегии развития Корпорации до 2025 г., лучшими отечественными и мировыми практиками в области ООС, практиками устойчивого развития, ответственности и влияния бизнеса на ОС.
6. Стратегическое направление Общества в области ООС.
Стратегическим направлением Общества в области ООС является:
− исключение сверхнормативных выбросов и сдерживание роста выбросов и сбросов загрязняющих веществ от ОНВОС;
- экологическая реабилитация малых рек, прудов, доведение качества поверхностных водных объектов, находящихся в зоне влияния организаций Общества до нормативов согласно категории водоема;
- сокращение объемов захоронения отходов производства и увеличение объемов переработки отходов производства, с увеличением доли вторично используемых ресурсов;
- повышение уровня экологической культуры работников организации Общества и пропаганда бережного отношения к природе.
7. Базовые цели Общества в области ООС.
1. В Обществе функционирует система управления ООС и ПЭК, обеспечивающая постоянное улучшение состояния ОС в зонах их влияния.
2. Общество – лидер по экологической культуре среди организаций отрасли.
8. Миссия Общества в области ООС.
«Эффективное управление воздействием производственных операций Общества на ОС, обеспечивающее ее сохранение на благо нынешних и будущих поколений».
9. Принципы.
Реализация Стратегии основывается на следующих принципах, нормах и правилах:
10. Задачи.
Основные задачи Стратегии:
Инженер по ООС С.В. Полякова
Приложение №2
к приказу №123
от «10»10 2019 г.
Политика
АО «41 Центральный завод»
в области охраны окружающей среды
1. Общие положения.
1.1. Назначение Политики в области охраны окружающей среды
Настоящая Политика закрепляет принципы и методы руководства АО «41 Центральный завод» (далее - Общество) в области охраны окружающей среды (далее – ООС), закрепляет единые принципы и методы регулирования отношений в указанной области с целью обеспечения устойчивого развития и повышения уровня ООС в Обществе.
Политика Общества основывается на Указах Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» и от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также на иных нормативных правовых актах Российской Федерации в области ООС, а также правовых актов Корпорации в области ООС.
Политика учитывает лучшие отечественные и мировые практики в области ООС.
1.2. Область действия Политики Общества
Политика направлена на предотвращение и минимизацию негативного воздействия деятельности Общества на окружающую среду.
Политика является основой для разработки соответствующих локальных правовых актов Общества в области ООС и обеспечения экологической безопасности.
Правовые акты и иные внутренние документы не должны противоречить настоящей Политике.
1.3. Период действия Политики Общества и порядок внесения изменений в Политику Общества
Политика утверждается и изменяется приказом генерального директора Общества. Утвержденная Политика и изменения в неё вступают в силу с момента подписания приказа Общества.
Все изменения в Политику доносятся до сведения заинтересованных сторон.
Внедрение настоящей Политики и контроль за её исполнением в Обществе осуществляется генеральным директором.
Контроль за исполнением настоящей Политики в подразделениях Общества осуществляется руководителями подразделений Общества с учетом специфики их деятельности.
2. Принципы Общества в области ООС.
Деятельность Общества в области ООС осуществляется на основании следующих основных принципов, норм и правил, определенных Стратегией Общества в области ООС:
3. Обязательства Общества в области ООС.
Для достижения стратегических целей в области ООС Общество берет на себя следующие обязательства:
- проводить консультации с работниками Общества по вопросам обеспечения ООС;
- организовать эффективное функционирование и непрерывное совершенствование системы управления ПЭК;
- привлекать работников к активному участию в деятельности по повышению уровня ООС;
- постоянно повышать уровень знаний и компетентности в области ООС;
- соблюдать приоритетность планируемых и реализуемых действий и мер, связанных с предупреждением воздействия на окружающую среду, перед мерами по ликвидации последствий такого воздействия;
- добиваться последовательного непрерывного улучшения характеристик и показателей воздействия осуществляемой и намечаемой деятельности, продукции и услуг на окружающую среду в районах расположения и деятельности Общества;
- внедрять наилучшие доступные технологии с целью поэтапного сокращения удельного потребления природных ресурсов, материалов и энергии при максимально возможном выпуске продукции;
- проводить оценку воздействия планируемых видов хозяйственной деятельности, продукции и услуг на окружающую среду;
- принимать и реализовывать любые управленческо-производственные решения с обязательным учетом значимых экологических аспектов, производственных и профессиональных рисков;
- требовать от всех работников Общества осуществления работы в соответствии с действующими правилами и нормами экологической безопасности, предупреждения и готовности к ликвидации последствий аварийного воздействия на окружающую среду;
- требовать от подрядных организаций и третьих лиц, ведущих работы для Общества, соблюдения требований по экологической безопасности, предупреждения и готовности к ликвидации последствий аварийного воздействия на окружающую среду, которые приняты в Обществе;
- осуществлять периодическое информирование всех заинтересованных лиц (общественность, органы законодательной и исполнительной власти и др.) о деятельности Общества в области экологической безопасности, предупреждения и готовности к ликвидации последствий аварийного воздействия на окружающую среду;
4. Задачи Общества в области ООС.
В соответствии со своими обязательствами и стратегическими целями Общество ставит перед собой следующие задачи:
- повышать результативность управления в области ООС и обеспечения экологической безопасности;
- совершенствовать систему планирования и отчетности в рамках системы реализации Политики;
- производить оценку эффективности реализации Политики;
- вовлекать в систему реализации Политики в соответствии с категорией объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и критериями отнесения организаций к экологически значимым;
- разрабатывать критерии и индикаторы оценки экологической эффективности природоохранной деятельности Общества;
- осуществлять публичную отчетность в области ООС и экологической безопасности Общества;
- повышать эффективность взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- расширять практику проведения экологического аудита в Обществе;
- совершенствовать систему экологического менеджмента с возможностью интеграции с системами менеджмента качества, охраны здоровья и безопасности труда и энергетического менеджмента;
- разрабатывать правовые акты Общества в области ООС и обеспечения экологической безопасности;
- повышать качество проектной документации, инженерно-экологических изысканий, материалов оценки воздействия на окружающую среду и обоснования лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, проведение экспертизы технической документации.
5. Механизмы снижения негативного воздействия деятельности Общества на окружающую среду.
- разработка и осуществление мероприятий по сокращению поступления загрязняющих веществ в окружающую среду (сбросы сточных вод в водные объекты, выбросы в атмосферный воздух, образование отходов производства и потребления);
- обеспечение инвестиций в основной капитал природоохранного назначения;
- применение наилучших доступных технологий, обеспечивающих эффективное решение вопросов ООС и экологической безопасности, снижение энерго-и ресурсоемкости, а также вторичное использование и обезвреживание отходов производства и потребления;
- применение передовых автоматических технических средств при проведении мониторинга окружающей среды и осуществлении производственного экологического контроля;
- повышение эффективности международного информационного обмена и участие в международных проектах по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в области ООС;
- использование передового отечественного и зарубежного опыта при решении природоохранных задач;
- обеспечение информационной открытости и доступности информации о текущей и планируемой деятельности Общества, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об экологической обстановке в районах размещения Общества, в том числе посредством подготовки и издания экологических отчетов Общества с привлечением общественности;
- размещение информации об экологической обстановке в районах размещения Общества в сети Интернет;
- совершенствование системы подготовки, аттестации и допуска персонала к проведению работ в Общества;
- поддержка социально -экологических мероприятий и проектов, реализуемых на территориях присутствия Общества;
- совершенствование системы подготовки руководителей и специалистов в области ООС и экологической безопасности Общества;
- проведение совещаний, семинаров, конференций и иных мероприятий по вопросам ООС и экологической безопасности, экологическому образованию и просвещению, по формированию экологической культуры и объективного отношения населения к деятельности Общества.
6. Система и методы управления ООС.
Управление вопросами ООС и производственным экологическим контролем в Обществе осуществляется на всех уровнях:
- на уровне руководителей Общества;
- на уровне подразделений Общества.
Система управления ООС и производственным экологическим контролем Общества включает в себя:
- определение единых требований и методологических подходов к осуществлению деятельности в области ООС, стратегии, целей развития Общества в области ООС;
- реализацию комплекса мероприятий по ООС.
Инженер по ООС С.В. Полякова